Хохлома

Хохлома — старинный русский народный промысел, представляющий собой декоративную роспись посуды, кухонной утвари и мебели черными и красными (изредка зелеными и желтыми) красками по золотому фону. Зародился промысел в 70-х годах ХVII века в селах Хохлома и Скоробогатово Нижегородской области.

Традиционно хохломские изделия изготавливались из обычного белого дерева. Изделия точили на токарном станке или вырезали вручную из сырой древесины, которую затем сушили при комнатной температуре около двух недель. Поскольку древесина – очень пористый материал, изделия обмазывали слоем обычной глины (вапом, процесс назывался ваплением), чтобы закрыть поры и сделать заготовку водонепроницаемой. Для этого глину размачивали в теплой воде до определенной густоты, и полученным раствором с помощью кусочка овечьей шкурки обмазывали толстым слоем изделие, давали глине некоторое время впитаться в древесину и повторяли процесс снова. Изделие сушили. После просушки, покрытые глиняной коркой заготовки, обмазывали льняным маслом, давали маслу впитаться в глиняный слой, немного подсушивали и начинали шлифовать сначала лычным мочалом, а затем льняным отрепьем, чтобы убрать мелкие частицы глины с поверхности. Отшлифованные изделие сушили несколько часов в протопленной печи. После просушки с помощью шпатлевки, приготовленной из смеси глины с олифой, удаляли все дефекты древесины, мелкие сколы, сучки, трещины. Шпатлевку втирали пальцами и разравнивали скребком. Изделие снова сушили. Далее заготовки покрывали несколькими слоями натуральной олифы с промежуточной просушкой каждого слоя. Последний слой прокаливали в печи при 80-90°C до «отлипа», когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Только после пяти слоев олифы изделие покрывали полудой. Лудили изделие оловянной пудрой, втирая ее в верхний слой олифы, изделие начинало блестеть «серебром». Затем его расписывали масляными красками. Расписанные изделия покрывали на 4-5 слоев лака (с промежуточной сушкой каждого слоя) и закаливали в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C. Масляно-лаковый слой приобретал золотистый цвет, под которым серебряная полуда начинала «гореть» золотым огнем. Отсюда и пошло название – «золотая хохлома».

На этапе росписи требуется умение свободно писать кистью. Расписывали изделия кистями из беличьих хвостов, ими можно было провести как жирную, так и очень тонкую линии.

Изделия украшали разными видами орнаментов: «пряник» (центральная геометрическая фигура, украшенная травкой, ягодами, цветами), «травка» (узор из крупных и мелких травинок), «кудрина» (узор из золотых листьев и цветков на черном или красном фоне). Основные цвета, характерные для хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), реже в узорах применяется коричневый тон фона, тон светлой зелени, жёлтый тон.

В настоящее время технология изготовления хохломы претерпела изменения. Оловянный порошок заменили алюминиевой пудрой, на смену горячему обжигу пришла обработка изделий холодным способом. Изделия стали покрывать масляными и синтетическими лаками с добавлением прозрачных колерующих добавок, придающих лаку золотистый оттенок, не требующими обжига. Новые технологии позволили украшать хохломской росписью не только посуду и кухонную утварь, но и мебель, аксессуары и прочую продукцию.