Филигрань

Слово «филигранный» стало нарицательным и обозначает очень тонкую, точную и виртуозную работу. Искусство филиграни дошло до наших дней передаваясь из уст в уста поколениями мастеров. К несчастью, некоторые секреты были безвозвратно утеряны. Такие, как например, секрет микроскопической зерни: до сих пор неизвестно, как старым мастерам удавалось спаивать между собой микроскопические шарики, которые даже не видны невооруженным взглядом, а воспринимаются и визуально и на ошупь как однородная матовая поверхность.

Филигранные изделия могут быть и золотыми, и серебренными, и мельхиоровыми, но для начинающих мастеров существует прекрасный и доступный материал – медная проволока, которую легко извлечь из электропровода и медные пластинки толщиной 0.5–1 мм.

Инструменты, которые понадобятся тоже простые: дрель, маленькие тиски, наборы напильников и надфилей, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, пинцет, небольшой молоток, ножовка. И самый необходимый инструмент – газовая горелка для микролитья. В последние годы появилось множество точных станков, облегчающих изготовление изделий малых форм и они вполне доступны по цене, но классически уже много столетий мастера использовали именно эти перечисленные инструменты.

Из реактивов понадобится: раствор серной кислоты 10-процентный, раствор азотной кислоты 10-процентный, сера, поташ и бура.

Для пайки необходимы припои ПСР-37, ПСР-40, ПСР-45, но в принципе в той или иной степени подойдет любой припой для пайки меди.

Теперь о рабочем месте: естественно такие изделия не следует делать ан коленке или на кухонном столе. Для работы необходим верстак, оборудованный вентиляционной вытяжкой. В противном случае существует огромный риск отравления токсичными испарениями кислот при пайке.

Перед непосредственно изготовлением задуманного изделия нарисуйте эскиз на бумаге.

Вырежете медную пластину нужного размера. При помощи дрели скрутите из двух нитей ровную и плотную спираль. После скручивания необходимо отжечь проволоку чтобы она стала мягкой. Для этого нужно ее докрасна накалить и быстро опустить в холодную воду.

Затем из скрученной проволоки выгибаются все детали будущего изделия, которые перед пайкой необходимо обезжирить опустив в раствор азотной кислоты. Обезжиренные детали приклеиваются к пластинке нитроклеем.

Состав для пайки готовится таким образом: при помощи напильника нужно настрогать опилок припоя и тщательно смешивается с бурой из расчета 1 часть опилок на 5 частей буры. Приготовленная деталь посыпается тонким ровным слоем полученным составом и затем деталь подогревается горелкой сначала снизу, чтобы равномерно прогрелась деталь и выгорел нитроклей. Припой при этом сначала вспучится, а потом осядет, но нужно продолжать нагревать деталь докрасна. Только потом можно греть сверху и сразу же поправлять пинцетом детали, если те сдвинутся с положенного места.

Затем изделию нужно дать остыть и можно посмотреть что получилось. Если детали оказались плохо припаянными, это означает что припоя было слишком мало, а если появились наплывы или вообще все заплыло , то значит наоборот слишком много.

Если же с пайкой все в порядке, то теперь изделие необходимо отбелить в растворе серной кислоты. Если раствор слегка подогреть, то отбеливание пойдет быстрей Но соблюдайте величайшую острожность при работе с кислотами!

После отбеливания изделие промывается водой и приходит время обратного процесса – чернения. В металлической посуде расплавляется сера (но следи чтобы она не загорелась!) В 10 г расплавленной серы нужно всыпать такое же количество поташа и залить это стаканом воды. Полученный раствор доводится до кипения и в него опускается изделие. Когда оно достаточно почернеет его нужно вынуть и промыть водой. Выступающие части полируются при помощи полировальных паст, нанесенных на войлочный бур и изделие готово.

Научившись изготавливать простые детали можно приступать к более сложным, добавлять в рисунок маленькие шарики, выплавленные из проволоки, приудмывая все более сложные узоры филигранного кружева, комбинируя с другими художественными способами обработки металла. Овладеть мастерством при должном упорстве не сложно, а разнообразие художественных форм ограничено только широтой фантазии.

В заключении стоит еще раз сказать о важности соблюдения техники безопасности при работе с кислотами и открытым пламенем горелки.