Композиция

Дословный перевод термина «компо¬зиция» означает «составление», «соеди¬нение». Огромную роль иг¬рает композиция в произведениях изобразительного искусства.

Композиционные решения могут быть различными и определяются в первую очередь задачей, которую художник хочет решить в данном про¬изведении. Один и тот же прием мо¬жет как помогать выражению замысла, так и мешать ему. Например, мелкое изображение предмета в большом пу¬стом пространстве может считаться неудачным, если цель изображения — показать предмет. И, наоборот, удач¬ным, если целью является выражение взаимодействия предмета с пространст¬вом.

Найти композицию трудно, даже ес¬ли замысел в общих чертах оформил¬ся в сознании. Часто приходится пере¬двигать предметы, менять их размеры, пока, не будет найдено решение, луч¬ше которого, по мнению автора, быть не может. В искусстве многое построено на «чуть-чуть». Чуть-чуть предмет вправо или крупнее, или формат немного бо¬лее вытянут — и композиция удалась. Или наоборот. В искусстве нет мело¬чей. Компонуя, важно это помнить и не жалеть сил и времени на поиск лучшего композиционного решения.

А теперь конкретно рассмотрим про¬цесс работы над композицией. Если вы пишете с натуры, постарайтесь мысленно представить себе конечный результат. Не торопитесь начинать работу. Поищите сначала наиболее вы¬годную точку, с которой будете рисо¬вать. Подумайте, какой лучше выбрать формат — вытянутый по вертикали, го¬ризонтали или близкий к квадрату.

Решите, как разместить в выбранном формате изображение, сколько прост¬ранства оставить справа, слева, сверху, снизу. Выполнить эти задачи умозри¬тельно довольно трудно, особенно если опыт невелик. Поэтому можно при¬бегнуть к эскизу. На отдельном листе нарисуйте рамку — это формат буду¬щей работы — и компонуйте в нем. Если по каким-либо соображениям намеченный формат нас не устраивает, можно стереть старые границы и на¬рисовать новые. Чтобы это было воз¬можно, не следует очерчивать формат близко к краям листа. Необходимо помнить, что пространство за пределами очерченной рамки помимо нашего сознания влияет на восприятие, стано¬вится частью композиции. Поэтому формат этюда, после того как он опре¬делен в эскизе, нужно привести в соот-ветствие с форматом эскиза и только после этого приступать к построению композиции. Просто очертить, думая, что потом уберете, недостаточно. Уда¬ление «ненужной» части после оконча¬ния работы всегда очень сильно изменяет композицию, как правило, делая ее хуже.

Начиная компоновать, надо также подумать о «вводе в этюд». «Вводом» в композиции, строящейся по принци¬пу «окна», называется переход от изоб¬ражения на переднем плане в глубину. Надо решить, как будет располагаться изображение: параллельно или под углом к нижней границе картинной плоскости, а если под углом, то — вправо или влево.

Начинающие худож¬ники часто недооценивают этот мо¬мент, оттого их работы, собранные вместе или оказавшись рядом с дру¬гими аналогичными картинами на выставке, почти не отличаются друг от друга по композиции. Старайтесь почаще смотреть свои работы, и не по одной, а по нескольку вместе. Разло¬жите и посмотрите, чем они различа¬ются по композиции, какое еще ком¬позиционное решение можно приду¬мать? Постарайтесь найти решение, которое у вас еще не встречалось.

Возьмите альбом с репродукци¬ями картин, которые вам нравятся, и посмотрите, как решают проблему вво¬да в картину ваши любимые худож¬ники. Затем достаньте свои работы, сравните и подумайте, в чем они про¬игрывают.

Даже этюд с натуры предоставляет очень широкие возможности разнооб¬разных композиционных решений, хо¬тя, на первый взгляд, может показать¬ся, что в нем мы целиком зависим от модели или мотива. Разумеется, в кар¬тине таких возможностей больше во много раз. Во-первых, потому, что изображения в ней можно более про¬извольно перемещать, во-вторых, она вовсе не обязательно должна строиться на пластических принципах этюда.

Картина — это всегда мысль, она сочиняется как повесть, как поэ¬ма, как соната. Вы хотите выразить свои мысли, чувства — надо приду¬мать, как это выразить. Какой быть картине по цвету, какой ей быть по размеру, формату, как в ней разме¬стится изображение. Решение этих воп¬росов определяет смысл художествен¬ного образа.

Перед началом работы разберитесь, какие картины вам больше нравятся и почему, что вас вообще привлекает в жизни и как это можно выразить в картине. Потом решите конкретно, ка¬кой будет картина, которую вы начи¬наете писать. Начинайте сразу рабо¬тать над композицией. Если что-то не будет получаться, например, фигура человека или рука, не отчаивайтесь — возьмите лист бумаги и прорисуйте на нем то, что не получается. Ради эксперимента попробуйте нарисовать одно и то же, в одном и том же поло¬жении много раз. Не бойтесь срисовы¬вать, особенно вначале, но не забывай¬те посмотреть’ на свой рисунок со сто¬роны, вне его связи с живой моделью.